«О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» (по вопросам определения характерных признаков трудовых отношений и наделения государственной инспекции труда правом на обращение в суд)
1.Дополнительные признаки определения трудовых отношений, предлагаемые Минтрудом, по собственному признанию ведомства, проистекают из решений Верховного суда.
Важно отметить, что Верховный суд РФ не устанавливает новых, дополнительных норм права, он дает судебное толкование существующих норм. И в этом смысле судам, включая Верховный, достаточно критериев трудовых отношений, уже определенных в Трудовом кодексе: все дополнительные критерии из судебных решений - только лишь интерпретации признаков, уже установленных в Трудовом кодексе.
Суд объективно и всесторонне рассматривает каждое дело, вникает во все подробности и особенности отношений, поэтому нет ничего удивительно, а тем более, плохого, в том, что суды принимают разные - индивидуальные - решения по каждому делу. Различные комбинации признаков трудовых отношений в каких-то случаях свидетельствуют о наличии таких отношений, но в других - нет. И в этом одно из основных преимуществ именно судебной оценки установленных в Трудовом кодексе признаков.
А вот государственные инспекторы труда, как справедливо указано в статье РБК, будут применять предписанные признаки прямо и непосредственно.
2.Неопределенность и размытость предлагаемых признаков очевидно не соответствует основным принципам установления обязательных требований, закрепленных в федеральном законе Об обязательных требованиях, и неминуемо будет приводить не только к ошибкам, но и к злоупотреблениям.
Практически каждый из предлагаемых Минтрудом "новых" признаков может быть присущ гражданско-правовому договору.
Это означает, что законодательное закрепление таких признаков, как относящихся исключительно к трудовым отношениям, вопреки утверждениям Минтруда, не только не поможет разграничивать гражданские и трудовые отношения, но может привести к полному искоренению гражданско-правовых отношений между юридическими и физическим лицами, включая индивидуальных предпринимателей (к ним эти признаки также могут быть применены!), так как любой договор подряда или оказания услуг, заключенный между этими субъектами, может быть признан трудовым.
Такой подход может в значительной степени подавить частную предпринимательскую инициативу в стране.
3.Есть еще один важный момент, который стоит указать, а именно, про предложение закрепить открытость перечня признаков со ссылкой на законы и иные нормативные правовые акты (любые!).
Это совершенно недопустимо, так как критерии трудовых отношений сейчас «зашиты» в определение трудовых отношений (статья 15 Трудового кодекс), т.е. составляют конструкцию (содержание) правового института "трудовые отношения".
Возможность менять эту конструкцию другими НПА (включая иные законы, а не только Трудовой кодекс, и приказы федеральных органов исполнительной власти) фактически разрушают стабильность законодательного регулирования трудовых отношений в целом.
Следует отметить, что законопроект пока не проходил общественного обсуждения, что затрудняет его объективную оценку. По нашему мнению, участие работодателей в его разработке и обсуждении на ранних стадиях подготовки повысило бы эффективность такой работы.