В РСПП на круглом столе обсудили вопросы развития новых форм городской мобильности и их законодательного регулирования. В обсуждении приняли участие депутаты Государственной Думы, федеральных и региональных органов власти, бизнеса, научного сообщества и профессиональных ассоциаций.
По мнению участников круглого стола, кикшеринг стал важным элементом транспортной инфраструктуры российских городов. Повышение мобильности напрямую влияет на качество жизни горожан: средства индивидуальной мобильности (далее - СИМ) закрывают «последнюю милю», повышают доступность общественного транспорта, позволяют быстрее и комфортнее перемещаться по городу, особенно в районах с ограниченной транспортной доступностью.
Сегодня сегмент СИМ является одним из самых развивающихся. По данным исследования Truesharing общий объем рынка кикшеринга в России за 2024 год в денежном выражении вырос на 39,8% и достиг 31,2 млрд рублей. Количество уникальных пользователей увеличилось на 20,6% и достигло 25,3 млн человек. Также выросло количество самих поездок на 33,1%, что составило 281,6 млн, их частотность на одного пользователя увеличилась на 10%. Поэтому важно обеспечить условия для дальнейшего устойчивого развития этой сферы.
Однако вместе с ростом усиливаются и риски: «Нерешенные вопросы регулирования встают все более остро. Возникают споры о том, где можно ездить, кого штрафовать. Важно понимать, что регулировать и где нужно дать рынку развиваться свободно. Это реальный шаг к формированию устойчивой, безопасной и эффективной экосистемы микромобильности в стране» - отметил Антон Данилов-Данильян, заместитель председателя «Деловой России» и руководитель рабочей группы агрегаторов транспортных услуг Комитета РСПП по цифровой экономике.
Как считает Рафаэль Марданшин, Заместитель председателя Комитета Государственной Думы по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры, необходимо определиться с базовыми категориями: «СИМ – это транспорт или средство передвижения? Сегодня у нас нет чётких правил ни по скорости, ни по зонам передвижения, ни по требованиям к самим устройствам и их пользователям - кто должен пройти обучение, кто и как должен быть идентифицирован, какие меры безопасности должны соблюдать при движении. Всё это требует системного подхода и законодательного регулирования».
Опытом регулирования СИМ в Москве поделилась Полина Стасюк, Руководитель проектов новой мобильности Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы. По словам эксперта, с весны текущего года на столичных самокатах совершено уже более 25 млн поездок. Такие показатели подтверждают востребованность кикшеринга для обеспечения транспортной доступности: самокаты позволяют разгружать дороги от личного транспорта и закрывают потребность в преодолении «последней мили». Важно, что работа по регулированию строится в рамках тесного взаимодействия с операторами аренды самокатов. С этого сезона в Москве введена обязательная идентификация через MOS ID. Это первый проект по обязательному подтверждению личности перед арендой СИМ в России, который позволяет не допускать к езде несовершеннолетних пользователей. Кроме этого, технические средства столицы, например, городские камеры, позволяют автоматически фиксировать нарушения на СИМ.
На необходимость закрепить на федеральном уровне правовые основания для фиксации нарушений с использованием камер и начислению и взысканию штрафов государственными органами власти обратила внимание Алена Досаева, Руководитель правового направления развития новых видов мобильности Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы. «Сегодня регулирование в сфере СИМ в значительной степени строится на механизмах мягкого права, - рассказала Досаева. – Например, в Москве основой служит оферта, заключённая между ЦОДД и операторами. Однако необходимо переходить к более эффективным действиям – от назначения штрафов операторам к административным мерам в отношении самих пользователей СИМ».
Однако штрафы не единственная мера воздействия на нарушителей. Ксения Эрдман, Директор Ассоциации операторов микромобильности, считает более действенными блокировку аккаунтов, ограничения для несовершеннолетних и, в перспективе, внедрение «чёрных списков» между операторами.
Кроме того, отмечена необходимость создания полноценной инфраструктуры. По данным ассоциации, сегодня 85% поездок на арендных электросамокатах совершаются не ради развлечения, СИМ — это уже полноценный вид транспорта не только для мегаполисов, но и для городов с населением 20 тысяч человек. При этом сейчас в России всего около 5000 км. велодорожек, тогда как по расчетам ассоциации, необходимо минимум 400000 км. Без системного подхода – с балансом мер контроля, разумных ограничений и реального развития городской среды – мы не сможем обеспечить безопасность всех участников движения, убеждена эксперт.
На федеральном уровне уже есть готовые технические решения, которые позволяют идентифицировать пользователя СИМ, фиксировать факт передачи транспортного средства другому лицу, а также проверять возраст, рассказал Григорий Сальников, Заместитель директора Департамент развития технологий цифровой идентификации Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций России. Поэтому сегодня задача адаптировать их и к прокатным сервисам: встроить верификацию в момент старта аренды, внедрить защиту от передачи аккаунтов, создать «чёрные списки» нарушителей.
На необходимости системного подхода настаивает и Павел Крупинов, Руководитель по взаимодействию с органами государственной власти Яндекс Go, «Опыт верификации пользователей через mos.ru стал для нас ключевым пилотом: система позволяет автоматически ограничивать доступ к аренде СИМ для несовершеннолетних и нарушителей. Мы выступаем за то, чтобы подобные решения работали не точечно, а по всей стране. В этом контексте интеграция с «Госуслугами» может стать единым цифровым окном, что позволит создать устойчивый и универсальный механизм распознавания пользователей во всех городах. В сочетании с другими мерами (введением номерных знаков, поправками в КоАП, классификацией видов транспорта) это станет реальным шагом к снижению аварийности и повышению безопасности на улицах», - считает эксперт.
С коллегой согласен и Максим Мухтабаров, Директор департамента по взаимодействию с государственной властью МТС Юрент: «Сегодня прокат СИМ доступен в 200 городах страны и их число продолжит расти. У каждого муниципалитета свои правила, свои ограничения, что усложняет масштабирование решений. Поэтому нужно двигаться к более интегрированным стандартам, чтобы регулирование не тормозило развитие, а повышало безопасность для всех участников движения».
О важности грамотного регулирования говорил и Андрей Максимов, Генеральный директор общественного объединения «Союз российских городов». Он уверен, что остановить технический прогресс невозможно, поэтому необходимо создать понятные и прозрачные механизмы контроля. Эксперт предлагает внести изменения в статью 1229 КоАП о нарушениях ПДД пешеходом или иным лицом, участвующим в процессе дорожного движения, и предусмотреть статьи, которые будут касаться именно владельцев средств индивидуальной мобильности разного возраста. Максимов предлагает не допускать к вождению СИМ детей до 16 лет (сейчас в ПДД закреплен возраст до 14 лет), а также разграничить СИМ по техническим характеристикам для детей до 7 лет и подростков.
По итогам дискуссии руководитель рабочей группы агрегаторов транспортных услуг Антон Данилов-Данильян предложил подготовить перечень рекомендаций по адаптации дорожной карты и возможному созданию отдельного закона о СИМ, который будет направлен в Аппарат Правительства, профильные ФОИВы и Комитет Государственной Думы по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры: «Цель – к осени подготовить и согласовать с заинтересованными сторонами проект инициативы, который можно будет вынести на законодательный уровень. Это станет реальным шагом в формировании устойчивой, безопасной и эффективной экосистемы микромобильности в стране».