По вопросу обеспечения экологических требований
Позиция РСПП по вопросу обеспечения экологических требований при остановке,
консервации (ликвидации) промышленных предприятий, вызванных глобальным финансово-экономическим кризисом
Утверждена Постановлением Бюро Правления РСПП
20 октября 2009 года
Позиция РСПП по вопросу обеспечения экологических требований при остановке,
консервации (ликвидации) промышленных предприятий, вызванных глобальным финансово-экономическим кризисом
Одним из следствий текущего финансово-экономического кризиса, с которым сталкиваются промышленные предприятия России, является увеличение числа случаев частичной или полной временной остановки или консервации (ликвидации) производства.
Известно, что системный кризис в Российской Федерации начала 90-годов и связанные с ним остановка и прекращение деятельности предприятий помимо тяжелых экономических последствий привели к серьезным локальным и региональным экологическим проблемам, накоплению невосполнимого до настоящего времени экологического ущерба.
Законодательство Российской Федерации устанавливает ряд общих требований по обеспечению экологической безопасности при консервации (ликвидации) промышленных предприятий. Наиболее регламентировано обеспечение экологической безопасности на атомных станциях, хозяйственная деятельность на опасных производствах, гидротехнических сооружениях и в организациях, осуществляющих пользование недрами.
Вместе с тем, анализ требований действующего законодательства и нормативно-методической документации в сфере обеспечения экологической безопасности для случаев консервации или ликвидации производства, проведенный Российским союзом промышленников и предпринимателей, показал, что при этом:
• не учитывается особый форс-мажорный характер таких ситуаций в условиях кризиса;
• не установлен исчерпывающий перечень мер по обеспечению экологической безопасности при консервации (ликвидации) производств и требования к процедурам их реализации;
• действуют непригодные в условиях нестабильной экономики долгосрочные процедуры подготовки и согласования проектной документации для случаев ликвидации или консервации производств;
• отсутствуют четкие разъяснения по действию имеющихся разрешений и лицензий в периоды консервации и ликвидации, а также методология пересчета платежей за природопользование в периоды резких изменений объемов производства;
• не определены пределы ответственности природопользователей, вынужденных предпринимать срочные меры по консервации производств и при этом автоматически становящихся нарушителями Закона.
Кроме того, действующее законодательство предписывает необходимость разработки проектных обоснований для любых случаев изменения ранее согласованных, проектных решений, а также отзыв выданных разрешений на природопользование при отклонении от согласованных проектов и многократное увеличение природоохранных платежей и штрафов за отсутствие разрешений на природопользование. Ни один из исследованных правовых актов не определяет организацию государственного контроля и взаимодействия контрольно-надзорных органов с руководством предприятия при кризисных ситуациях.
Отсутствие утвержденных методик оценки экологического ущерба и платежей за негативное воздействие на окружающую среду при консервации и ликвидации производств, а также регламентации учета непроизводственных отходов создает дополнительные проблемы для предприятий, обусловленные нормами законодательства об уголовной, административной, гражданской, дисциплинарной, имущественной ответственности юридических и физических лиц за нарушение экологических и иных требований, и провоцирует условия роста коррупции.
РСПП обращается к Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации с предложениями:
- разработать и ввести в действие положение о специальном упрощенном порядке разработки, согласования, утверждения и применения разрешительной природоохранной документации при консервации производств в период кризиса, предусматривающее исчерпывающий перечень мер по обеспечению экологической безопасности при консервации (ликвидации) производств и требования к процедурам их реализации;
- подготовить рекомендации по разработке и осуществлению природоохранных мер, производственному контролю и экологическому мониторингу в период технологических остановок, консервации (ликвидации) производств;
- инициировать изменения природоохранного законодательства в части детализации установленных процедур консервации (ликвидации) производства, определения границ ответственности природопользователей, порядка координации действий органов государственной власти и местного самоуправления при консервации (ликвидации) производств;
- разграничить экологические требования к процедурам консервации и ликвидации производств, имея в виду, что приоритет должен отдаваться именно временной консервации производства перед его ликвидацией;
- ввести уведомительный порядок осуществления действий по консервации или ликвидации для организаций, не имеющих опасных производств и гидротехнических сооружений, без обязательного требования к разработке обосновывающей и проектной документации;
- предусмотреть возможность предоставления отсрочки платы за негативное воздействие для предприятий, обеспечивающих выполнение нормативов допустимого воздействия и уведомивших контрольно-надзорные органы о необходимости консервации (ликвидации) производств.