По проекту федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ"

11 июня 2010

Целью принятия проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части совершенствования нормирования в области охраны окружающей среды и введения мер экономического стимулирования хозяйствующих субъектов для внедрения наилучших технологий") (далее – законопроект), по заявлению Минприроды России, является снижение негативного воздействия на окружающую среду путём поэтапного совершен-ствования систем нормирования, внедрения методов экономического стимулирования и, в целом, реформирование государственного экологического регулирования.

По проекту федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части совершенствования нормирования в области охраны окружающей среды и введения мер экономического стимулирования хозяйствующих субъектов для внедрения наилучших технологий)" в редакции от 20.04.2010

Целью принятия проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части совершенствования нормирования в области охраны окружающей среды и введения мер экономического стимулирования хозяйствующих субъектов для внедрения наилучших технологий") (далее – законопроект), по заявлению Минприроды России, является снижение негативного воздействия на окружающую среду путём поэтапного совершен-ствования систем нормирования, внедрения методов экономического стимулирования и, в целом, реформирование государственного экологического регулирования.

РСПП, поддерживая данную цель, полагает, что в предложенной редакции законопроект не только не позволит решить поставленные задачи, но и, напротив, существенно обострит существующие проблемы как в сфере экологической безопасности, так и в сфере экономической деятельности.

Так, законопроект отменяет с 01.01.2011 ключевой элемент существующей системы нормирования, предусмотренный Федеральным законом «Об охране окружающей среды» – лимиты на выбросы и сбросы загрязняющих веществ, сохраняя лишь необоснованные и технически невыполнимые нормативы предельно допустимых выбросов и допустимых сбросов, основанные на санитарно-гигиенических и рыбохозяйственных предельно допустимых концентрациях загрязняющих веществ. Новая система экологического нормирования для промышленных предприятий, основанная на технологических нормативах, соответствующих показателям наилучших доступных технологий (НСТ), в соответствии со сроками, закрепляемыми в законопроекте, будет создана не ранее 2020 г. При этом уже с 2014 года будет запрещено проектирование, а с 2016 г. – ввод в эксплуата-цию промышленных объектов, не соответствующих действующим нормативам.

Таким образом, в период 2011-2020 гг. почти все промышленные предприятия России станут нарушителями законодательства, к которым будут предъявляться различные санкции – от повышенной платы за негативное воздействие и исков за вред окружающей среде до административных штрафов и приостановки деятельности.

Предусмотренные законопроектом новации по осуществлению регистрации объектов негативного воздействия не проработаны и, как следствие, повлекут су-щественный рост бесполезного документооборота. Предлагаемые механизмы декларирования и комплексных экологических разрешений практически не решают проблему сокращения количества разрешительной документации до завершения работ по созданию системы нормирования (разработки нормативов качества окружающей среды и технологических нормативов). Система формирования и управления Реестром НСТ тяжело администрируется и потенциально коррупционна. В це-лом, законопроект не отменяет избыточных механизмов и административных процедур, напротив, законодательно гарантирует их сохранение.

В соответствии с положениями законопроекта ряд вводимых мер экономического стимулирования увязывается с "внедрением наилучших существующих тех-нологий" (документы по которым появятся не ранее 2020 г.). Таким образом, неоправданно ограничивается круг предприятий имеющих право на льготы. Кроме того, возрастают потенциальные коррупционные риски в рамках функционирования механизма «Реестра наилучших существующих технологий». Вместе с тем, не обеспечивается закрепление целевого использования сумм платы, собираемых за негативное воздействие на окружающую среду.

По мнению РСПП, законопроект содержит внутренние противоречия и практически невыполним, его принятие в предложенном виде приведет к неразрешимым проблемам уже в ближайшие годы. В случае принятия законопроекта произойдёт дезорганизация работы системы государственного регулирования, увеличатся затраты и коррупционные риски предприятий без декларируемого снижения негативного воздействия. При этом даже выполнение закона в полном объёме при-ведёт к тому, что существующая система будет воссоздана в неизменном виде к 2020 году.

Исходя из вышеизложенного, Российский союз промышленников и предпринимателей считает необходимым обратиться в Правительство РФ со следующими предложениями:

1. Поручить заинтересованным федеральным органам исполнительной власти кардинально доработать законопроект с учетом наличия к нему существенных концептуальных замечаний, предусмотрев при его доработке:

- чёткую и прозрачную этапность изменения системы нормирования и регулирования, закрепление сроков, достаточных для адаптации предприятий к работе в новых условиях;

- экспертизу федеральных, региональных и муниципальных нормативных актов на предмет наличия в них норм, создающих излишнюю административно-бюрократическую нагрузку для природопользователей при осуществлении мероприятий, обеспечивающих их экологическую безопасность;

- экономическую и технологическую оценку реальности выполнения вводимых законопроектом норм, а также возможных социально-экономических последствий его реализации.

2. В целях выполнения поручения Президента Российской Федерации об усилении мер экономического стимулирования снижения негативного воздействия на окружающую среду вне зависимости от разработки законопроекта:

- разработать механизмы льготного кредитования (субсидирования процентных ставок по кредитам) инвестиционных проектов, обеспечивающих снижение негативного воздействия на окружающую среду по аналогии с механизмом Российской программы организации инвестиций в оздоровление окружающей среды (РПОИ);

- внести в Налоговый кодекс Российской Федерации поправки, вступающие в силу с 01.01.2011, предусматривающие льготы по амортизации и налогу на имущество, предназначенное для снижения негативного воздействия (очистные сооружения всех типов, оборудованные полигоны для захоронения отходов и пр.);

- принять в 2010 году нормативные правовые акты, существенно сокращающие перечни нормируемых веществ в соответствии со степенью их негативного влияния на окружающую среду, наличию технических возможностей по мониторингу/контролю у предприятий и органов государственного надзора;

- приступить в 2010-2011 гг. к разработке природоохранных нормативов качества окружающей среды для территорий (в первую очередь - расположения предприятий, оказывающих наибольшее негативное воздействие), по аналогии с работой по созданию земельного кадастра. Внести поправки в Бюджетный кодекс Российской Федерации, предусматривающие целевое направление части средств от платы за негативное воздействие на разработку природоохранных нормативов ка-чества окружающей среды;

- приступить с 2011 года к разработке отраслевых справочников по наилучшим доступным технологиям в сотрудничестве с Европейским бюро по интегрированному контролю и предотвращению загрязнений.

Представляется также необходимой разработка долгосрочной государственной экологической программы, предусматривающей связанные между собой конкретные мероприятия, имеющие чёткие цели, выполнимые сроки и реальные источники финансирования работ. В случае принятия изложенных мер и разработки такой программы существенно возрастёт доверие бизнеса к действиям органов государственной власти и его заинтересованность в подготовке к созданию новой, эффективной системы государственного экологического регулирования.

Решение всех предложенных задач может быть обеспечено в рамках действующего законодательства без разрушения сложившейся системы регулирования и рисков серьёзной дестабилизации работы промышленности.

РСПП готов принять активное участие в реализации вышеизложенных предложений.

Поделитесь