Об отмене перечисления средств пенсионных накоплений застрахованных лиц в выбранные ими негосударственные пенсионные фонды в 2014 году
ПОЗИЦИЯ РСПП
по предложениям Правительства РФ об отмене перечисления средств пенсионных накоплений застрахованных лиц в выбранные ими негосударственные пенсионные фонды в 2014 году и передаче этих средств в страховую часть трудовой пенсии и ускоренном акционировании фондов
ПОЗИЦИЯ РСПП
по предложениям Правительства Российской Федерации об отмене перечисления средств пенсионных накоплений застрахованных лиц в выбранные ими негосударственные пенсионные фонды в 2014 году и передаче этих средств в страховую часть трудовой пенсии и ускоренном акционировании фондов
1. Российский союз промышленников и предпринимателей (далее РСПП) отмечает, что в последнее время появились предложения, в первую очередь касающиеся дальнейшей судьбы накопительного компонента в рамках системы обязательного пенсионного страхования.
Речь идет о решениях Правительства Российской Федерации от 03 октября 2013 года, предусматривающих отказ от перечисления в 2014 году пенсионных накоплений застрахованных лиц в выбранные ими негосударственные пенсионные фонды (НПФ) и направление этих средств в распределительную часть пенсионной системы. Предполагается, что такой порядок будет действовать до тех пор, пока НПФ не станут акционерными обществами, не пройдут проверку Банка России на финансовую состоятельность и не вступят в систему гарантирования сохранности пенсионных накоплений.
РСПП и профессиональное пенсионное сообщество поддерживают необходимость разработки и реализации мер, обеспечивающих сохранность средств пенсионных накоплений, усиление требований к прозрачности и надежности НПФ, создание системы гарантий прав застрахованных лиц на накопительную пенсию.
Поддерживая в целом принципиальную направленность мер по совершенствованию индустрии НПФ в целях обеспечения сохранности пенсионных накоплений, РСПП в то же время считает, что не все практические шаги соответствуют ранее заявленным обещаниям и обязательствам перед застрахованными лицами, что может негативно отразиться на их доверии к пенсионной политике государства. Следует иметь в виду, что по оценкам экспертов, к концу 2013 года переведут свои пенсионные накопления в НПФ более 27 миллионов человек.
2. РСПП считает недостаточно аргументированными предложения об изъятии в 2014 году накопительных взносов до прохождения НПФ аудита Банка России и их вступления в систему гарантирования сохранности средств пенсионных накоплений. РСПП полагает, что такая взаимосвязь является избыточной и, кроме того, приведет к снижению инвестиционного ресурса российской экономики.
Если предположить, что главной целью изъятия средств пенсионных накоплений является их сохранность, то было бы рациональнее их размещение негосударственными пенсионным фондами исключительно в государственные долговые обязательства, что обеспечило бы их сохранность и не наносило бы ущерба интересам застрахованных лиц с точки зрения получения инвестиционного дохода.
Кроме того, застрахованные лица должны получить гарантии того, что при условии выполнения негосударственными пенсионными фондами требований мегарегулятора изъятые средства будут возвращены.
РСПП считает, что предложения, касающиеся вступления НПФ в гарантийную систему при условии ускоренного (за 2 года) акционирования, нуждаются в детальной проработке с учетом следующих позиций.
С одной стороны, следует определиться с кругом НПФ, подлежащих акционированию. По мнению РСПП, обязательному акционированию должны подлежать НПФ, занимающиеся обязательным пенсионным страхованием. Фонды, осуществляющие деятельность только по негосударственному пенсионному обеспечению, могут оставаться в организационно-правовой форме некоммерческих организаций.
Необходим более длительный (до – 5 лет) переходный период (сейчас предлагается – 2 года), в течение которого НПФ смогли бы провести акционирование или выделить в отдельный НПФ деятельность по добровольному пенсионному обеспечению с сохранением некоммерческого статуса. Особенно актуально это для НПФ, работающих с корпоративными пенсионными программами. Необходимость увеличения продолжительности переходного периода, по мнению РСПП, вызывается тем, что для обеспечения процесса акционирования НПФ и отбора их Банком России в систему гарантий нужны значительные изменения действующего законодательства, максимально быстрое издание многих подзаконных актов (инструкций, методик и т.п.) с понятными, прозрачными требованиями для НПФ. Полный пакет нормативно-правовой базы в этих целях не только еще не сформирован, но и не установлены сроки его готовности, хотя отправной точкой для осуществления новаций определено 1 января 2014 года.
С другой стороны, не должно быть искусственного затягивания со стороны магарегулятора процедуры приема негосударственных пенсионных фондов в систему гарантирования средств пенсионных накоплений.
При этом сам процесс должен быть жестко регламентирован по срокам и содержать исчерпывающий и понятный перечень требований к включению или невключению негосударственных пенсионных фондов в систему страхования пенсионных накоплений.
РСПП обращает внимание на то, что акционирование НПФ самым непосредственным образом затрагивает интересы бизнеса, крупных корпораций, являющихся бенефициарами негосударственных пенсионных фондов, в которых сосредоточены большие объемы пенсионных накоплений и обязательств по добровольным (корпоративным) программам. При акционировании НПФ и отражении обязательств фонда по стандартам МСФО в консолидированном балансе "материнской" компании возникают риски, связанные со снижением коэффициента ее финансовой устойчивости, уровня капитализации и инвестиционной привлекательности.
Особенно существенным этот риск является для компаний с государственным участием.
3. РСПП считает необходимым при любом варианте изъятия средств пенсионных накоплений сохранить перечисления по государственной программе софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан, в которую вступили более 14,5 миллионов человек.
4. РСПП отмечает, что при создании системы гарантирования средств пенсионных накоплений и определении размера отчислений НПФ в нее должна учитываться степень рискованности инвестиционного портфеля конкретного фонда.
5. РСПП отмечает, что решение, касающееся изъятия средств пенсионных накоплений до вступления НПФ в систему гарантирования, принималось без обсуждения с социальными партнерами. Более того, бюджет ПФР был рассмотрен на заседании РТК без учета последовавших в дальнейшем предложений Правительства России.