О позиции РСПП по вопросам развития корпоративных систем электронных закупок
О позиции РСПП по вопросам развития корпоративных систем электронных закупок
С началом экономических реформ государство провозгласило принцип конкурсного размещения госзакупок. Но серьезную нормативную базу система государственных закупок получила только в 1997 году. Основой для формирования законодательства в этой области послужил Указ Президента РФ от 8 апреля 1997 года №305 «О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупок продукции для государственных нужд». Законодательная база о государственных и муниципальных закупках постоянно изменялась и, как следствие, был принят Федеральный закон от 21 июля 2005 года №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», который должен был в полной мере соответствовать всем сформировавшимся на тот момент требованиям в области проведения госзакупок. В целях реализации этих требований было принято более 20 нормативно-правовых актов Правительства РФ. С момента вступления в силу вышеуказанного закона было принято несколько законов о внесении в него изменений, которые восполняли выявленные в процессе реализации Федерального закона от 21 июля 2005 года №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» пробелы в законодательстве.
Однако и сегодня конкурсные закупочные процедуры, проводимые государственными и муниципальными заказчиками, часто являются лишь ширмой для проведения закупок нерыночными методами, порождающими коррупцию и влекущие за собой неэффективное расходование бюджетных средств.
Реализация позитивного потенциала, заложенного в Федеральном законе № 94-ФЗ, невозможна без применения современных закупочных инструментов, повышающих открытость и прозрачность процедур.
Важнейшим условием эффективности закупок является формирование современного рынка, обеспечивающего:
- добросовестную конкуренцию;
- информативность;
- равный доступ для участников размещения заказов к закупочным процедурам.
Этим требованиям в полной мере соответствует единый рынок, построенный на основе современных информационных технологий. Широкомасштабное применение систем электронных закупок сегодня становится одной из важнейших задач.
Особого внимания заслуживают закупки естественных монополий, которым свойственны системные проблемы, аналогичные проблемам государственных закупок. Неэффективные закупки в этом секторе экономики приводят к росту тарифов и, как следствие, к росту инфляции. Те же проблемы присущи и российским предприятиям, не являющимся естественными монополиями.
Неприменение большинством компаний конкурсных закупочных процедур, особенно с использованием современных Интернет-технологий, не дает возможности уменьшения издержек и, соответственно, снижает уровень конкурентоспособности.
Кроме того, отсутствие прозрачности при проведении корпоративных закупок негативно влияет на имидж российских компаний и снижает их инвестиционную привлекательность.
Вступление нашей страны в ВТО усилит конкуренцию, что потребует от российского бизнеса качественно нового уровня эффективности производства и управления. Поскольку закупки стоят в начале производственных цепочек, то эффективное управление закупками становится первоочередной задачей каждого предприятия. При этом следует учитывать, что электронные торги, проводимые в режиме реального времени в сети Интернет, – это самая прогрессивная форма проведения торгово-закупочных мероприятий.
Необходимо учитывать, что при проведении современных конкурсных процедур наблюдается экономия средств от 5 до 20 %, что является существенным ресурсом управления издержками.
Учитывая важность и актуальность изложенных проблем, РСПП считает, что необходимо:
1. Содействовать созданию и развитию единого, цивилизованного рынка продукции, услуг и технологий на основе эффективных систем электронной торговли, обеспечивающих прозрачность закупочных процедур, добросовестную конкуренцию и повышение эффективности закупок, как в государственном, так и в корпоративном секторе.
2. Разработать макет «Стандарта организации закупочной деятельности с использованием Интернет-технологий», который позволит любому предприятию, внедряющему у себя систему регламентированных закупок, унифицировать этот процесс с учетом своей специфики и на основе «технологического интерфейса» расширить возможности межотраслевой кооперации в процессе осуществления торгово-закупочной деятельности и участия в производственных цепочках. При разработке макета стандарта необходимо учитывать уже имеющийся положительный опыт использования существующих корпоративных стандартов закупочной деятельности на российских предприятиях.
3. Способствовать деятельности организаций по повышению квалификации специалистов в области конкурсных закупок с учетом применения современных Интернет-технологий.
4. Продолжить совершенствование законодательной базы в области размещения государственных и муниципальных заказов, а также более четко предусмотреть организацию торгов с использованием современных информационных технологий.