О готовности системы обязательного страхования социальных рисков к переходу от ЕСН к страховым взносам
О готовности системы обязательного страхования социальных рисков к переходу от ЕСН к страховым взносам
Утверждена Постановлением Правления РСПП
11 ноября 2009 года
О готовности системы обязательного страхования социальных рисков к переходу от ЕСН к страховым взносам
1. Принять к сведению информацию руководителей Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Министерства экономического развития Российской Федерации, Пенсионного фонда Российской Федерации (ПФР), Фонда социального страхования Российской Федерации (ФСС РФ), Федерального фонда обязательного медицинского страхования (ФФОМС) о мерах, принимаемых Правительством Российской Федерации по разработке и утверждению нормативных правовых актов, а также технической, организационной и информационной подготовке системы обязательного страхования социальных рисков к переходу от единого социального налога к страховым взносам.
Правление Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) поддерживает формирование полноценной защиты граждан от социальных рисков на основе страховых принципов и отмечает, что министерствами, ведомствами, государственными внебюджетными фондами проделана значительная работа, связанная с созданием нормативной правовой базы, регулирующей вопросы уплаты и контроля внесения страховых взносов, исчисления размеров и выплаты пособий на новых условиях, организационной и технической подготовкой территориальных отделений органов государственных внебюджетных фондов РФ.
Вместе с тем, по мнению Правления РСПП:
- реальная нагрузка на фонд оплаты труда для ряда групп предприятий возрастает на 5-10% уже с 2010г. в связи с отменой регрессии по взносам в пределах страхуемого заработка. Одновременно Правительство РФ предлагает ввести новые «социальные налоги» на доплаты к пенсиям отдельным категориям работников;
- повышение ставок страховых взносов в социальные внебюджетные фонды с 26% до 34% вводятся с 2011г., то есть до ожидаемого выхода экономики из кризиса;
- адекватные меры по компенсации налоговой нагрузки Правительством РФ не определены;
- усиливается административное давление на бизнес, расширяется число администраторов и проверяющих органов, осуществляющих контроль платежей страховых взносов;
- принятие нормативных актов, затрагивающих интересы плательщиков страховых взносов, затягивается, что существенно ограничивает возможности работодателей по заблаговременной и полноценной подготовке к этому переходу с 1 января 2009г.;
- содержание готовящихся подзаконных правовых актов остается недоступным для бизнеса, практически отсутствует информация об изменении перечня плательщиков, правил определения базы для исчисления размеров страховых взносов, платежных документов и других изменениях;
- слабо доводятся до сведения плательщиков страховых взносов информационные, справочные, разъяснительные материалы; не задействованы для этих целей Интернет ресурсы Минздравсоцразвития, ПФР, ФСС РФ, ФФОМС, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
2. Правление РСПП предлагает:
- отложить повышение ставок страховых взносов с 2011г. на 2012г., до ожидаемого выхода из финансово – экономического кризиса и перехода экономики к устойчивому росту;
- в ближайшее время определить инструменты адекватной компенсации бизнесу роста налоговой нагрузки;
- определить меры, гарантирующие нерасширение дополнительных полномочий администраторов страховых взносов, ограничение документооборота между плательщиком страховых взносов и внебюджетными фондами, а также снижение финансовых затрат компаний на ведение отчетности;
- организовать мониторинг адаптации компаний к введению страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, отмене преференций и налоговых льгот, по вопросам сохранения возможностей компаний к экономическому росту, сохранения их инвестиционных возможностей.
3. Правление РСПП считает необходимым продолжить диалог с Правительством РФ о реальной реформе системы социального страхования, включая вопросы:
- разработки «дорожной карты» перехода от ЕСН к страховым взносам в течение установленного законодательством переходного периода (2011-2014 годы) и в последующий период;
- формирования финансовой устойчивости системы обязательного страхования социальных рисков за счет альтернативных источников её финансирования, включая приватизацию государственной собственности и доходов от ее управления, введение страховых взносов с заработков работников;
- обоснования порогов налоговой нагрузки на бизнес, не ограничивающей возможности экономического роста и инвестиций, создания новых рабочих мест, повышения производительности труда и заработных плат;
- совершенствования институтов и инструментов социального страхования, в том числе за счет участия представителей работодателей в управлении внебюджетными социальными фондами, устранения смешения функций по страхованию работников и задач по оказанию государством социальной помощи;
- создания полномасштабного обязательного медицинского страхования работающего населения;
- развития добровольных систем пенсионного, медицинского и других видов социального страхования;
- модернизации пенсионной системы с учетом потребности экономики в долгосрочных инвестиционных ресурсах.